Медиация — одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора. Подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используемая нами восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем. Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными. Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.). Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Цель работы службы медиации:
развитие восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.
Задачи службы медиации:
- Замещение административных методов решения конфликтных ситуаций, — восстановительными
- Формирование и развитие у участников образовательного процесса культуры поведение в конфликте, ценностей восстановительного подхода
- Внедрение опыта использования восстановительных методов в сложившуюся в образовательной организации систему воспитания, использование методов восстановительной медиации при выстраивании взаимопонимания между педагогами, обучающимися и их родителями.
Зачем медиация нужна родителям?
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.
Зачем медиация нужна детям?
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
О принципах работы медиатора
- Медиатор беспристрастен к обеим сторонам и нейтрально относится к обеим сторонам
- Медиатор гарантирует конфиденциальность доверенной ему информации
- Медиатор не навязывает сторонам решений, не судит, не обвиняет, помогает договориться
- Медиатор организует встречу при добровольном согласии обеих сторон
О преимуществах обращения в службу
- Конфликтная ситуация разрешается в интересах обеих сторон (нет выигравших/проигравших)
- Стороны сами выбирают стратегию разрешения спора
- Стороны могут общаться дальше без негатива
- Стороны выполняют взятые на себя обязательства, т.к. взяли их на себя добровольно
- Встреча проводится только по согласию обеих сторон
- В будущем конфликт повторяется крайне редко
О ситуациях, в которых служба может оказать помощь
- Конфликт (спор) между сверстниками, друзьями
- Конфликт с участием родителей и (или) учителей
- Совершение противоправного деяния
- Буллинг (травля, бойкот, игнорирование, угрозы)
- Кража
- Распространение порочащей информации, оскорбления
- Претензии, непонимание
Если вы решили обратиться в службу медиации,
то вам надо подойти к
Бегалиевой Эльвире Мухарямовне
После этого с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать во встрече.
В случае добровольного согласия сторон, ведущий программы проводит примирительную встречу, на которой обсуждается следующие вопросы:
каковы последствия ситуации для обеих сторон;
каким образом разрешить ситуацию;
как сделать, чтобы этого не повторилось.
Положение о Школьной службе медиации, Приказ о создании службы медиации